В этой  небольшой статье хочу поделиться опытом по развитию речи у ребенка трёх лет. У вас возник вопрос: «Что делает эта тема среди статей о творчестве, мастер-классов и т.п…?» . Я разъясню: ни для кого не секрет, что развитая мелкая моторика напрямую влияет на речевое развитие, участвует в формировании сознания ребенка, развивает умственные способности. Всё чаще в своей практике(я логопед-дефектолог) встречаюсь с «поздноговорящими» детьми. (напомню, здесь мы говорим о «поздноговорящих» трёхлетках.) Ребёнок в данном возрасте должен хорошо говорить предложениями, использовать предлоги, начать  употреблять сложные предложения, у него должен быть хорошо сформирован словарный запас, как активный, так и пассивный (Уточню, пассивный словарный запас – это то, что малыш понимает, но не произносит, не использует в своей речи. Активный словарный запас – это слова, которые ребенок использует в повседневной речи), владеет словарем примерно в 1500 слов.

       Бывает возрастные нормы проявления этапов речи у ребенка значительно запаздывают. С чем это может быть связано, вопрос волнующий не только мамочек, но и специалистов. Однозначного ответа до сих пор нет, но сейчас появляется всё больше и больше предположений, основанных на наблюдениях и исследованиях ведущих специалистов различных областей, связанных с педиатрией. Учёные связывают данную проблему  не только с общеизвестными патологиями, но и с возросшей информационной загруженностью ребенка, с увеличением ритма жизни (вечная спешка, желание родителей обеспечить лучшую жизнь своему чаду ведет к ограничению общения с ним). Это и возросший уровень качества и разнообразия баночного детского питания. Родители зачастую его используют не по возрастным рекомендациям. Перетертая пища дается ребенку, которому пора уже есть комковую, кусочковую еду, ведь процесс пережевывания, откусывания – это еще и разработка артикуляционного аппарата, органов, участвующих в процессе образования звуков.  Опять — таки, упрощение процесса питания связано с загруженностью родителей, легче разогреть из баночки, нежели приготовить. Я ни в коем случаю не осуждаю, даже понимаю таких родителей, а лишь разъясняю и делюсь опытом, как мама и специалист. Это лишь краткий анонс, часть того, что может привести к задержке речевого развития ребенка к трехлетнему возрасту. Не буду вдаваться сейчас в теорию, эту информацию можете найти в интернете, а лучше всего на консультациях у специалиста!

       Но к чему это всё я завела?!  Попробуем помочь ребенку тем, что в наших силах: больше общаться, следить за своей речью при общении с ребенком,  делать массаж, вводить в детский коллектив и… развивать мелкую моторику рук (мелкой моторикой называют тонкие движения пальцев рук, влияющие на формирование и развитие артикуляционного аппарата). В наше время в легком доступе различные упражнения по развитию мелкой моторики, и для ребенка трёх лет, искушенного множеством игр, становится всё сложнее найти способ занятий, который его увлечет. Я стараюсь быть в постоянном поиске. Заинтересовать, увлечь, пробудить желание регулярно  заниматься – это очень важная задача мамочек.

     Сегодня хочу предложить вам один из интересных вариантов занятий с ребенком по развитию мелкой моторики – шить вместе с ребенком.  С использованием настоящих швейных принадлежностей. Не пугайтесь, апробировано на собственном ребенке, которому 3 года 7 месяцев.

1. Возьмите простую выкройку(так как со своим ребенком мы делаем это не впервые, я выбрала выкройку посложнее).

рыба

Выкройка рыбки.

 2. Теперь даем ребенку перерисовать изображение на чистый лист. Перевести изображение можно на стекле ( старинный,  но не утративший актуальности и интереса к себе способ). Либо через копировальную бумагу. Не ждите идеального результата — главное процесс и работа руки. Затем даем ребенку ножницы, пусть вырежет то,  что перевел. Конечно, из того что получилось не скроишь. Поэтому никто не отменял маминого «волшебства». Легким движением рук меняем выкройку ребенка на уже готовую аккуратно вырезанную вами выкройку. ( Хотя из того что вырезал ребенок можно скроить очень интересную и необычную игрушку.)

3 . Переводим выкройку на ткань. Закрепите выкройку иголочками, а ребятенок пусть обводит.
4 . Снова выдаем ножницы и пусть чадо вырезает.

Посмотрите всего несколько этапов, а сколько фактурных материалов ребенок уже проработал. А ручки и щупали, и рисовали, и вырезали…. Не обязательно делать все сразу и в один день. Главное —  наблюдаем за настроением и заинтересованность ребенка.
5 . Далее сами прошиваем на швейной машинке.
Мое дитя любит понаблюдать, понажимать на педаль швейной машины.
6 . Выворачиваем. Набиваем. Можно позволить ребенку какую-то часть сделать с вами либо самостоятельно. Мой любит возиться в холлофайбере и подавать мне его.
7 . Зашейте сами отверстие для набивания.
8 . Теперь необходимо сделать стяжки вручную. На выкройке  они обозначены красным пунктиром. Позвольте ребенку самому вставить в иглу нить, если не получится — помогите. Воткните иголку в ткань, а ребенок пусть протягивает. Можно карандашом наметить точки на ткани, куда вставлять иголку.
9 . Самый любимый этап — оживить игрушку, украсить ее. Пришить глазки-пуговки, завязать бант, приклеить декоративные детали. Сколько удовольствия! А результат!

         Еще мой мальчик любит обтягивать тканью пуговицы. Я выдаю ему большую пуговицу и лоскуток чуть большего диаметра. Большую иглу. Кстати, нить в иглу он уже вставляет сам, даже если иголка с маленьким ушком. Сама удивляюсь, как ловко у него это выходит, у меня даже не всегда получается. И он с большим усердием и удовольствием обматывает пуговицу и прошивает ниткой. Для меня загадка, как он находит под тканью отверстия в пуговице?!

Уточняю, в данной статье мы с ребенком работали над достаточно сложной выкройкой. Начните с простого : сшейте плоские геометрические фигуры — круг, треугольник, овал и тому подобное.
В более раннем возрасте мы вместе с ребенком тонировали игрушки, раскрашивали их , просто вырезали выкройки, перебирали лоскуточки, раскладывали по цветам и размеру бусины и пуговицы…
Главное, мы делали работу вместе. Даже, если я была занята швейным делом, ребенок ощущал себя помощником, самостоятельной личностью. Обязательно проговаривайте все действия, поясняйте новые слова. Тем самым вы пополните словарный запас ребенка. А уж ручонки всегда были заняты работой- а значит мелкая моторика была в развитии.
Творите, пробуйте, развивайте!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика